Семья – первый воспитатель ребёнка.
Семья
выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок
рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый
жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и зашита в бурном житейском море.
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье, в системе
детско-родительских отношений. В этом пространстве развиваются его
гражданские качества, его будущее, семейное благополучие.
Особенностью
семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой
разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а
иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные
ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные
идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные
традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.
Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной
системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к
матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.
Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых".
Индивидуальность
ребенка изначально формируется в семье. Родители должны всегда помнить:
только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая
ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка.
Создавайте чаще ситуации успеха, снимайте страх перед любой деятельностью, освободите от навязчивого ожидания неудачи - получится, если нет - найдите еще другой способ, используйте прием персональной исключительности, освободитесь от стереотипов и ваш ребенок обретет себя.
Родители мудрые не дают повода "сесть на голову" не допуская этических промахов,
которые вызывают острые переживания у детей, они видят в детях своих
союзников, опираются на них, доверяют им, советуются, просят помощи.
Дети чувствуют всегда любовь родителей, защищенность, понимание.
Родители в решении проблем не изолируются от детей, привлекают их решению возможных осложнений, но и находят способы сохранения равновесия в отношениях родитель-ребенок, где дети защищенные, спокойные, уравновешенные, ответственные, уверенные в себе.
Воспитание
в семье это, прежде всего общение, которое отличает особый тон,
тональность "присоединения" к внутреннему состоянию ребенка,
непосредственное психологическое влияние на него. В общении решается
задача совершенствовать взаимодействие с ребенком, изменения его
состояния и поведения. Гуманистическое общение, которое вне стиля,
подлинно воспитывает. Чтобы родители были действительно способны к
гуманистическому общению, а не изображали его, необходимо ему выработать
у себя систему убеждений, хотя бы в следующем: ребенок главная ценность, все что происходит с ним, все что я делаю для него имеет значение как поддержка с одной стороны его собственному развитию. Единое, дозированное общение
- это разговор с глухими. Мое общение - это не самоутверждение, а
поддержка ребенка. Семья - это радость, защита, семья должна быть
радостной, светлой, оптимистичной.
|