Четыре заповеди мудрого воспитателя
Ребенка
нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем
личность! Не забывайте также о том, что воспитание - процесс
«долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не
приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших
ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать
для того, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
Так
не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые
взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите фраз вроде:
«Вот Маша в четыре года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на
турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком». Зато ваш Вася клеит
бумажные кораблики, «сечет» в математике и т. д. Наверняка найдется
хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите
его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют
другие!
2. Никогда не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте
рассказ об успехах чужих детей как просто информацию. Ведь вас самих
сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим)
награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если
разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет
на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ
похвалиться нечем - лучше все равно что - нибудь скажите. Например: «А
мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда
исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...»,
«Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и т. п. Это,
граждане родители, на языке уголовного кодекса называется «шантаж».
Самая" нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.
Знаете, что отвечают на подобные фразы 99 процентов детей? «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если
действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок
нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и
решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного
достоинства присуще не только взрослым - поэтому очень важно, чтобы
разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните,
почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати, призвать
малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта
эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать
неблаговидные поступки.
Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.
|